Модель психологической службы
Приоритетной задачей современной школы является создание благоприятных условий, обеспечивающих повышение качества образования, что напрямую связано с развитием и эффективным функционированием Психологической службы ОО, деятельность которой регламентирована правовыми, организационными, кадровыми и методическими нормативами.
Согласно утвержденной министерством образования Красноярского края Концепции развития психологической службы на период до 2025 года и плану мероприятий по ее развитию определены цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере развития психологической службы в системе образования.
Модель Психологической службы МБОУ Уджейская ООШ создана в целях определения единых подходов к организации психологической службы в системе образования Каратузского района и является инструментом управления ее развития.
Модель базируется на принципах приоритета интересов ребенка; непрерывности сопровождения и мультидисциплинарного подхода специалистов службы сопровождения в решении проблем ребенка, который включает работу со всеми категориями обучающихся.
Цель деятельности психологической службы школы:
- профессиональное (психологическое, психолого-педагогическое, социальное) обеспечение решения задач направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, снижение рисков их дезадаптации, негативной социализации.
Задачи психологической службы:
- содействие созданию условий для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья и развития обучающихся, оказание им психологической поддержки и содействия в трудных жизненных ситуациях; реализация программ преодоления трудностей в обучении;
- участие в проектировании и создании развивающей безопасной образовательной среды;
- проведение психологической экспертизы внедряемых программ обучения в части определения их соответствия возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
- участие в мониторинге эффективности внедряемых программ и технологий обучения; диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, их индивидуального прогресса и достижений;
- сотрудничество специалистов Службы с педагогами по вопросам обеспечения достижения личностных и метапредметных образовательных результатов;
- содействие в построении индивидуальной образовательной траектории обучающихся; содействие созданию условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии (или профессиональной области) и построения личных профессиональных планов; содействие в позитивной социализации;
- организация и участие в мероприятиях по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддитивного, суицидального и т.п.) и делинквентного (противоправного) поведения детей, молодежи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; профилактика социального сиротства;
- содействие реализации программ духовно-нравственного воспитания обучающихся; участие в развитии у обучающихся межкультурной компетентности и толерантности, профилактика ксенофобии, экстремизма, межэтнических конфликтов;
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся, включая применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, мониторинг здоровья, оптимизацию нагрузки обучающихся, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни, воспитание осознанного устойчивого отрицательного отношения к употреблению алкоголя, психоактивных веществ, наркотиков, табакокурению и другим вредным привычкам;
- психологическое сопровождение одаренных детей на основе создания системы психологической поддержки для реализации потенциала одаренных детей, обогащения их познавательных интересов и мотивов, формирования универсальных способов познания мира;
- психологическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации, обучающихся с ОВЗ, находящихся в различных образовательных условиях, средах и структурах, в том числе определение для каждого ребенка с ОВЗ образовательного маршрута, соответствующего его возможностям и образовательным потребностям;
- профессиональная помощь в преодолении школьной тревожности, страхов, фобических, аффективных и личностных расстройств;
- профилактика эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников; психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) ребенка по проблемам обучения, воспитания, развития.
Психологическая служба школы включает следующие виды деятельности:
Психологическая диагностика – психологическое изучение обучающихся на протяжении их обучения в школе, изучение их индивидуальных особенностей, склонностей личности, а также выявление причин в обучении, адаптации, развитии. Проводится индивидуально и с группами обучающихся.
Психологическое просвещение – система мероприятий, направленных на формирование у детей, их родителей (законных представителей), педагогических работников психологических компетенций.
Психологическая профилактика – мероприятия, направленные на выявление и предупреждение возникновение явлений дезадаптации обучающихся, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Психологическое консультирование – оказание индивидуальной и групповой помощи обучающимся, родителям (законным представителям), педагогам и администрации школы в вопросах обучения, воспитания, адаптации и социализации.
Психологическая коррекция и развитие – активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений у обучающихся. Реализация коррекционно – развивающих программ.